почта карта сайта
Вопрос

Обратная связь

+7 (495) 151-22-05

Email: info@b-ks.ru
Пн-Пт: 9:00-19:00
105066, г. Москва,
ул.Нижняя Красносельская, д.35 стр.9.

Заказать обратный звонок





Понятие, условия и принципы системы налогообложения в РФ

Налоговая система представляет собой совокупность существующих на сегодняшний день важных условий по налогообложению в стране. Взимаемые в законодательном порядке налоги, пошлины и другие платежи налогового типа входят в основу комплексной системы налогообложения РФ. Вместе с тем, различные виды налоговых систем значительно отличаются друг от друга в зависимости от способа сбора платежей, их разновидностям, структурным особенностям, способам перечисления, базам и ставкам, льготным условиям и фискальным правам властных органов. В практической сфере они образуют разнообразные формы со своей национальной спецификой.


Принципы налогообложения

Выделяют существенные условия систем налогообложения, их схожие черты. К ним относится следующее:

  • Политика налогового типа.
  • Систематические особенности и принципы налоговых нормативных актов.
  • Особенности утверждения и введения в действие различных видов налогообложения.
  • Разновидности налогов, их общие черты.
  • Особенности распределения платежей налогового типа по различным бюджетам.
  • Особенности и условия проведения налогового производства.
  • Способы контроля в налоговой сфере.
  • Структура органов налоговых систем.
  • Правомочия и ответственность участников правоотношений в этой сфере.

Основные принципы в сфере налогообложения

Условия системы налогообложения

Принципы представляют собой специфику формирования налоговой структуры. Их можно объединить по категориям:

Рассмотрим данные принципы подробнее



Справедливость означает обязанность у каждого физического лица или организации участвовать в финансировании государственных расходов в соответствии с собственными доходами и возможностями. Этот же принцип часто относится к справедливости и равенству (налоговое бремя должно распределяться на равных началах) или к всеобщности (каждый гражданин государства должен платить налоги). Указывается, что при всей неизменности по причине многогранности этого принципа уточнение его общего названия вполне допускается, но его нельзя считать полностью корректным по отношению к равенству.

Горизонтальная справедливость или платежеспособность подразумевает, что плательщики налогов, пребывая в одинаковом экономическом положении, должны иметь и одинаковый налоговый статус, то есть равные доходы должны облагаться платежами с одинаковой налоговой ставкой.

Вертикальная справедливость или основа выгод подразумевает, что плательщики с неравным экономическим статусом должны иметь и неравную позицию в сфере налогообложения, а это значит, что лица, получающие больше материальных благ, должны выплачивать больше налогов.

Эффективность или экономичность предполагает важность утверждения таких платежей в системе, которые перекрывают расходы государства на административную деятельность. В большинстве случаев по отношению к российским налогам этот принцип удается реализовать. Однако по некоторым региональным платежам, например, по транспортным, реализация данного принципа оставляет желать лучшего. Действия налоговых инспекций по обнаружению объектов, отправке извещений, контролю за выплатой едва ли перекрывают доходы от таких платежей, а целесообразность действий по взиманию небольших сумм в порядке суда сложно оценивать.

Соразмерность основана на взаимной зависимости наполняемости бюджетных систем и обратного стимулирования в ходе налогообложения экономической деятельности плательщиков. Этот принцип также называют экономическим балансом между интересами плательщиков и государства. При утверждении платежей нужно определять последствия с точки зрения плюсов для бюджетных систем и недостатков для экономики в целом. При этом сравнивать прибыль и ущерб важно не только в настоящий момент времени, но и в перспективе, так как это позволит предотвратить сокращение налоговых баз и уменьшения поступлений в казну.

Множественность объединяет в себе два нюанса:

Во-первых, это предполагает целесообразность формирования налоговых систем на сочетании дифференцированных систем и различных объектов для налогообложения. Множественность формирует предпосылки для улучшения адресности обложения, с акцентом на платежеспособность субъектов, позволяет распределять бремя платежей более эффективно по различным категориям лиц, делает это бремя менее заметным, что способствует формированию толерантной позиции по отношению к налоговым обязательствам. К тому же гораздо труднее избежать нескольких объектов обложения платежами и уплатой большого количества налогов, нежели выплаты одного большого налога.

Во-вторых, данная основа предполагает целесообразность создания множественных источников бюджетных систем на каждом уровне, недопустимость ситуации, когда создается бюджет для одного налога, так как при большом количестве источников удается гарантировать успешное наполнение бюджета вне зависимости от потенциальных просчетов при поступлении того или иного платежа. Множественность налоговых источников целесообразна с экономической точки зрения, особенно во время кризисов. В данном случае бюджет будет эффективнее наполняться с помощью большого количества платежей с пониженными ставками, нежели с помощью нескольких налогов с высокой ставкой.

Нейтральность означает унифицированный характер использования платежей и равенство плательщиков перед налоговым законодательством. Это означает, что недопустимо утверждать различные налоги или их элементы в соответствии с социальными или национальными критериями, в зависимости от вида собственности, особенностей предпринимательской деятельности, нахождения плательщика и по другим дискриминационным признакам.

Установление налогов в соответствии с законом означает, что любой нормативный акт утверждается только путем принятия его законодательным органом страны. Этот принцип закреплен в ст. 12 Налогового кодекса, по которой применимо к федеральным платежам законными являются только платежи, утвержденные НК РФ, к региональным – налоги, утвержденные НК РФ и актами субъектов страны. Ни на кого нельзя наложить обязательство выплачивать платежи, не указанные в НК или установленные в другом порядке, отличном от указанного в этом кодексе.

Отрицание обратной силы законодательства означает, что снова утверждаемый нормативный акт с ухудшением положения плательщиков не должен распространяться на правоотношения, сформированные до его утверждения.

Приоритетность налоговых законов означает, что нормативные акты, регулирующие правоотношения, не связанные с аспектами обложения налогами, не должны включать в себя нормы, утверждающие специальный порядок взимания налогов.

Наличие всех налоговых элементов в нормативном акте обозначает, что налог будет утвержденным только в том случае, если в законе указаны все плательщики и элементы платежа. К обязательным составляющим частям относится объект, база, период, ставка, особенности исчисления и сроки уплаты. Если хотя бы одна составляющая часть отсутствует, налог считается не утвержденным.

Единство системы заключается в том, что не могут устанавливаться платежи, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему. Не допускается утверждение платежей, ограничивающих свободное перемещение по стране.

Подвижность системы состоит в том, что определенные составляющие налога или налог в целом можно изменить в порядке ослабления или усиления фискальной функции.

Стабильность системы заключается в том, что, несмотря на определенную степень эластичности, система обложения налогами должна быть стабильной, ее радикальное реформирование допускается лишь в исключительных ситуациях.


Важно соблюдать и гласность, при которой все законы должны быть официально опубликованы.


Возможно, Вас также заинтересует:

Смотрите также другие статьи:
Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях
Взаимозависимые лица в налоговых правоотношениях
Уплата пени и штрафов по налогам и сборам, сроки
Уплата пени и штрафов по налогам и сборам, сроки
Аудиторское заключение
Аудиторское заключение


Заказ услуги


 
Ф.И.О.*
Телефон*