почта карта сайта
Вопрос

Обратная связь

+7 (495) 151-22-05

Email: info@b-ks.ru
Пн-Пт: 9:00-19:00
105066, г. Москва,
ул.Нижняя Красносельская, д.35 стр.9.

Заказать обратный звонок





Статья 102. Налоговая тайна

1. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

2. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, следственного органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

3. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, следственные органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

(в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

4. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

<< Статья 101.4| Статья 103 >>

Комментарий к ст. 102 НК РФ

Эти положения регулируют содержание налоговой тайны, а также определяют ответственность за ее нарушение. В первую очередь необходимо отметить, что представляет собой этот феномен. Налоговая тайна является совокупностью любых сведений о налогоплательщике, которые стали известны третьим лицам, но не подлежат разглашению. Это может быть информация о контрагентах, условия заключения сделок, финансовые и иные документы. По материалам Определения КС РФ №317-О от 30.09.2004 года специальный правовой статус таких сведений закреплен положениями ст. 102 НК РФ.

В основе факта налоговой тайны лежат интересы и желания налогоплательщиков. Также в обязательном порядке должен учитываться принцип баланса публичных и частных стремлений в коммерческой или любой другой сфере. Установлено, что в процессе выполнения налоговыми органами РФ своих функций в их распоряжении находится большой объем информации об имуществе, финансовом состоянии налогоплательщиков. Эта информация может являться коммерческой тайной или иным способом причинить ущерб интересам отдельных юридических лиц при ее распространении. Важно помнить о том, что частная жизнь россиян признается неприкосновенной, охраняется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

Если коммерческие интересы были нарушены при произвольном распространении данных в конкурентной или «криминальной» среде, то вступают в силу положения ст. 102 НК РФ. Чтобы снизить риски для юридических лиц, в законодательстве страны предусмотрен режим ограниченного доступа к информации, которая может быть оценена в виде налоговой тайны. При этом должностные лица налоговых структур обязуются защищать сведения любым доступным им способом. Лишь некоторые субъекты имеют право обращаться к налоговым органам за предоставлением данных, в основе которых есть коммерческие интересы юридических лиц. Этого правила придерживаются и органы государственной власти и управления на федеральном уровне. Доказательством может являться содержание письма Минфина РФ № 03-01-11/3-127 от 01.06.2009 года.

Институт налоговой тайны имеет множество уникальных особенностей, проистекающих из специфики трактовки признаков незаконного распространяемой информации. Одним из ключевых моментов является тот факт, что налоговые органы получают сведения о налогоплательщиках и должны обеспечить им достойную защиту (неразглашение). С другой стороны, должностные лица единой централизованной системы контроля за соблюдением нормативно-правовых актов о налогах и сборах, таможенные структуры и другие представители государства могут использовать эти данные – например, в сфере уголовного судопроизводства (если есть признаки преступления со стороны налогоплательщика). Именно эта особенность была рассмотрена в письме Минфина РФ № 03-02-08/123 от 13.04.2011 года. К налоговой тайне отнесены любые сведения о налогоплательщике, за исключением тех, что представлены в п.1 ст.102 НК РФ.

Даже сведения, которые были получены налоговыми структурами из материалов первичных документов налогоплательщика, являются налоговой тайной. В письме ФНС РФ № АС-4-2/9355 от 23.05.2013 года представлен перечень нормативно-правовых актов федерального и регионального значений, согласно которым сведения о налогоплательщиках должны быть отнесены к режиму ограниченного доступа. Например, важно учитывать содержание ФЗ РФ №152 от 27.07.2006 года «О персональных данных». Рассматривается любая информация, которая прямо или косвенно описывает или характеризует частное лицо. Также дополнительно изучаются положения ФЗ РФ №98 от 29.07.2004 года «О коммерческой тайне». В них определено, что есть режим сохранения секретности информации, при наличии которого обладатель этих сведений может увеличить доходы, избежать непредвиденных расходов, сохранить финансовую независимость компании или предприятия (реализовывать свои товары, работы и услуги, получить коммерческую выгоду).

Нормы ст. 5 ФЗ РФ №5485-1 от 21.07.1993 года «О государственной тайне» также указывают на перечень видов информации, которая относится к выше отмеченному понятию. Можно сделать краткий вывод, что налоговые структуры при регистрации выписок по п.3.1 ст.100 НК РФ должны учитывать все условия и требования по сохранению конфиденциальности сведений (коммерческой тайны, государственной тайны, персональных данных). Например, сведения, изъятые из паспорта российского гражданина, будут содержать наименование «паспорт», ФИО, образец подписи. Все остальные сведения не могут быть разглашены, зафиксированы в каких-либо официальных источниках, так как это противоречит законодательству страны о персональных данных. Помимо этого, ФНС РФ дало разъяснение, что к налоговой тайне не относятся сведения, которые были разглашены налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия. Например, информация об идентификационном номере субъекта, сведения о нарушениях налогового законодательства и сведения, которые предоставляются налоговыми или правоохранительными структурами для других государств по международным договорам.

Стоит отметить, что не могут быть разглашены данные о сумме капитала, резервов баланса, заключения сделок налогоплательщиков (даже если эта информация была получена налоговыми органами в законном порядке). Согласно положениям Определения N ВАС-16124/10 от 01.12.2010 года, сведения об исполнении субъектов своих обязательств по уплате налогов и сборов не относятся к категории засекреченной информации. Не было подтверждено легальных оснований для отказа в предоставлении заявителю информации о реализации контрагентами налоговых обязательств – так как эти данные связаны с проявлением юридическим лицом должной осмотрительности, осторожности и профессионализма. Требуется придерживаться этой позиции так же и по той причине, что на нее указал Минфин РФ в письме №03-02-07/1-134 от 04.06.2012 года. А в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда № 09АП-31002/2012-АК от 01.11.2012 года указано – сведения о представленных налоговых декларациях, суммах уплаченных налогов по ст. 102. НК РФ являются налоговой тайной, могут быть разглашены лишь с согласия контрагента.

Подводя итог, стоит отметить, что определение понятия «налоговая тайна» должно быть дополнено признаками и особенностями, примерами из судебной практики. До сих пор в Российской Федерации отсутствует комплексное толкование этого явления, что вызывает противоречия, споры и разногласия разных сторон. В любом случае сейчас действует режим специального хранения сведений о налогоплательщиках и большая часть данных о юридических лицах (их сделках, платежах, взаимодействии с контрагентами) признается налоговой тайной. В свою очередь соблюдение этого режима должностными лицами налоговых структур регулируется нормативно-правовыми и законодательными актами Российской Федерации (федерального и регионального значений).

 



Заказ услуги


 
Ф.И.О.*
Телефон*