почта карта сайта
Вопрос

Обратная связь

+7 (495) 151-22-05

Email: info@b-ks.ru
Пн-Пт: 9:00-19:00
105066, г. Москва,
ул.Нижняя Красносельская, д.35 стр.9.

Заказать обратный звонок





Размещение аудиторского заключения

ФЗ №129, обнародованный в августе 2001 и носящий название «О государственной регистрации...» имеет непосредственное отношение к регламенту этой процедуры для юрлиц и ИП. Согласно статье 2 этого нормативного акта, любой заинтересованный пользователь должен иметь доступ к результатам и фактам о деятельности этих категорий. Для этого и создан www.fedresurs.ru

Федресурс

Работа Единого федерального реестра сведений (далее федресурс) стартовала в 2013. Реестр имеет характерные отличительные особенности:


До прошлого, 2022 года, необходимость вносить аудиторское заключение устанавливалась ФЗ №307, принятом в августе 2008 («Закон об аудите»). Однако в конце 2021 принят ФЗ №435, в котором уточнен, конкретизирован и даже дополнен перечень сведений, размещать которые на федресурсе обязательно. Из ФЗ №129 сохранены: необходимость подачи аудиторского заключения, выданного по финансовой или бухгалтерской отчетности (консолидированной), а один из пунктов ФЗ №129 был аннулирован, поскольку в нем содержались положения, которые можно было трактовать неоднозначно.


Спорный вопрос состоял в обязательности внесения данных для тех компаний и организаций, для которых законодательство не предусматривает такую процедуру. Поскольку Министерство финансов в нормативных документах дважды указывало, что необходимость публикации на федресурсе есть только для тех, кто перечислен в Законе об аудите.

Эксперты в области законодательства неоднократно указывали, что неоднозначность пункта в Законе об аудите может привести к появлению судебных прецедентов или позиции надзорных инстанций, обязанных контролировать подобную деятельность, может привести к утверждению позиции о необходимости внедрение сведений на федресурсе всем, кто должен проходить через обязательные аудиторские проверки.

На специальных порталах появились рекомендации по непременному расположению сведений об аудиторском заключении, даже если организация не относится к числу обязанных обнародовать отчетность, если она должна по закону проходить через аудит.

В пользу такого решения приводится аргумент, что за последние годы многие компании, занятые поиском контрагентов, прибегают не к сомнительным источникам, а к изучению и анализу информации, находящейся в открытом доступе на федресурсе. Ведь на нем можно найти официально подтвержденную и достоверную информацию по финансовой отчетности и аудиторском заключении и безошибочно выбрать себе потенциального партнера.

Для чего используется Единый портал

Некоторые организации должны размещать отчетность на специфическом госинформресурсе (ГИРБО). Эта обязанность закреплена в Законе о бухучете, в ФЗ №129 и Информационных сообщениях Министерства Финансов России.

В числе обязательных сведений – даты составленной отчетности, ее утверждения, период, за который подана информация, адрес во Всемирном информационном пространстве, сведения об аудиторе, проводившем проверку и его непредвзятое мнение. Такая информация вряд ли способна помочь в составлении определенного впечатления о контрагенте, а вот после размещения в ЕФРСФДЮЛ (официальная аббревиатура полного названия федресурса), получить полное и объективное представление проще. В списке сведений, подлежащих публикации, перечислены:

На федресурсе размещаются данные аудиторских проверок и сведения об имуществе, если речь идет о залоге, возникшем и/или изменившемся или прекратившем свое действие обременении. Говорится о необходимости нахождения на информационном ресурсе только вышеперечисленных сведений, но не полного содержания или финансовых документов с приложением скана. Поскольку ресурс относится к общедоступным, публиковать на нем следует сведения, подпадающие под аналогичное определение. Все, что охраняется законодательством страны (коммерческая или государственная тайна), не должно становиться публикацией.

Размещение аудиторского заключения на федресурсе

В характеристике портала экспертами указывается, что обращение к федресурсу – это не только аудиторское заключение, дополнительные затраты труда и времени, но и дополнительные преференции для компании и тех, кто обращается к порталу за необходимыми для работы данными. В чек-листе от самого федресурса указывается, что:

Именно поэтому следует заниматься публикацией итогов обязательных проверок и других сведений, которые входят в число обязательных на Федеральном ресурсе.

Обязанности по опубликованию

Периодически законодатели и правоведы вступают в горячие дискуссии по поводу необходимости тотального обнародования данных по проверкам аудита. В Законе об аудите есть статья 5-я (пункт №1) в котором указаны все, кто подлежит обязательному аудиту. Несмотря на обновленные в 2021 критерии обязательного аудита (трансформации проведены как раз из-за рисков неоднозначного трактования законодательных положений), проводить обязательный аудит и публикацию информации о полученном заключении по-прежнему должны:

С началом 2021 появилась обязанность делать публикацию у тех, кто подпадает под закрепленные критерии (доход, превышающий 800 млн. руб. за прошедший год и сумма активов более 400 млн в отечественной валюте). Что же касается фондов, то из них исключены государственные внебюджетные, занятые в управлении целевым капиталом, и международные.

В период внесения трансформаций в действующий Закон об аудите, на специализированных порталах размещались подробные разъяснения критериев обязательного аудита. Публичные акционерные общества, как и непубличные не освобождаются от обязанности публиковать решения, если они соответствуют критериям, закрепленным в законе. Поэтому не стоит полагаться на уверенность, возможно, основанную на сведениях, уже утративших актуальность, и внимательно изучить критерии обязательности аудиторской проверки, а также ее итогов.

Кто должен заниматься опубликованием сведений

Объем обрабатываемых и содержащихся сведений означает, что федресурсу нет нужды заниматься самостоятельным опубликованием, это не входит в его обязанности, да и возможности такой тоже нет.

Организация должна заниматься внедрением сведений самостоятельно, это в ее интересах, за эту процедуру федресурсу выплачивается определенная сумма. Существуют нормы, по которым исчисляется стоимость услуги, они зависят от роста индекса потребительских цен, оплата производится отдельно, за каждое сообщение. Есть правила, регламентирующие эту процедуру:

Существующее положение закреплено в статье 7 Закона об аудите. Разработчиками портала предусмотрены вариабельные возможности для результативных текстов, это обусловлено ограниченностью сроков. Для выполнения поставленных условий можно адресоваться к:

Изучив подробные инструкции на веб-портале, получить доступ в Личный кабинет. Для этого нужен ключ проверки ЭЦП, в виде сертификата, выданного специальным центром. Процедура регламентирована в ФЗ №129. Сайт подробно разъясняет, как создать и заверить документ.

Основание для возникновения такого права - в основах российского законодательства о нотариате и в Законе об аудите.

Для этого нужно, чтобы данная процедура была в перечне лицензированной деятельности. Эксперты советуют непременно проверить легальность и качество ее работы, отзывы уже адресовавшихся клиентов, прежде чем заказывать любые услуги.

Наименее затратным методом представляется первый вариант: платность услуг в реестре не будет дополнена немалыми суммами нотариусу или лицензированной компании, да и времени это займет меньше.

Самостоятельная публикация АЗ на сайте

Подробные инструкции, как самостоятельно разместить итоги аудита, есть на сайте. Необходимо войти в Личный кабинет пользователя с главной страницы или вбив в поисковую строку любого интернет-браузера адрес fedresurs.ru/login. При входе в ЛК обнаруживается окно, где нужно выбрать пункт «Сертификат ключа электронной цифровой подписи», а следом за ним – активировать клавишу «Создать сообщение».

Далее действовать по алгоритму, предложенному системой:

Никаких проблем с итогом аудита не будет, если пройти все этапы в указанном алгоритме и не допускать ошибок в процессе внесения сообщения. Если система найдет погрешности, она откажет во внедрении информации на портале. Оплата сообщения на сегодняшний день – не более тысячи руб. Оператором сайта является АО Интерфакс.

Потенциальными поводами к отказу являются некорректная ЭЦП, сбой в программе, нарушение алгоритма и даже ошибки в заполнении предложенной формы, а также отсутствие оплаты или неполный объем перечисленных средств.

Почему так важна публикация сведений

Невыполнение требований закона неминуемо приводит к неприятностям и незнание положений законодательства не может служить основанием для освобождения от ответственности. Вероятные проблемы из-за отсутствия сведений в реестре возникают из-за необходимости передачи актуальной информации в реестр: она предусмотрена законом, а нарушение закона означает неминуемое возмездие от системы:

За не переданные, или поданные, но не отвечающие истинному положению вещей сведения согласно КоАП РФ предусмотрены штрафы:

Хороший имидж

Каждый пользователь, у которого есть назревшая необходимость, получит доступ к бухгалтерской отчетности и сообщению в системе от ФНС и на федеральном реестре. Изучение этих документов даст представление:


А это особенно важно, когда трансформации происходят постоянно, и новые ФСБУ становятся обязательными. Например, в 2021 - ФСБУ 5/2019 «Запасы», а с 2022 – еще три – по основным средствам, капиталовложениям и бухучету аренды.


Практические наблюдения

Опыт специалистов в области проведения проверок аудита показывает, что во многих случаях даже профессионалам бухгалтерского дела становится сложно своевременно отслеживать произошедшие изменения и вносить обусловленные нововведениями трансформации в учетную политику. Отнимает время настройка программного обеспечения и внедрение новых требований в повседневную практику. Проведение комплексного аудита уже давно превратилось в поэтапный процесс, и это не придирчивость проверяющих, а процедура, продиктованная необходимостью своевременной коррекции учета и отчетности. На момент подведения годовых отчетов все эти аспекты должны соответствовать актуальным требованиям, изложенным в нормативных документах. А если все это оформлено, как и должно быть в идеале, не будет повода для сомнений в целесообразности опубликования данных в Едином федеральном реестре.

Потенциальные партнеры увидят положительное решение от комиссии из аудиторов.

К преференциям комплексного аудита относят:

В современной реальности все больше внимания уделяется прозрачности работы, отсутствию незаконных сделок и серых схем, чистой деловой репутации. К выбору контрагентов крупные деловые партнеры подходят ответственно, как и государство, которое намерено препятствовать распространению коррупции. Взвесив все аргументы в пользу проведения поэтапного аудита (а это – формирование достоверный отчетности в бухгалтерии компании и получение положительных результатов в деятельности), все больше руководителей убеждается, что расположение благоприятных выводов в открытом доступе приносит свои положительные плоды – от льготных кредитов до новых инвестиций.


Возможно, Вас также заинтересует:

Смотрите также другие статьи:
Аудиторская ошибка
Аудиторская ошибка
Электронный кадровый документооборот
Электронный кадровый документооборот
Развитие бухгалтерского аутсорсинга
Развитие бухгалтерского аутсорсинга


Заказ услуги


 
Ф.И.О.*
Телефон*