Налоговый контроль, его виды

Налоговая проверка представляет собой деятельность структур, имеющих определенные полномочия, следить за соблюдением норм закона, посвященного налогам и сборам. Причем осуществляются эти мероприятия в порядке, установленном в рамках действующего Кодекса. Стоит принимать во внимание такой документ, как «Концепция планирования выездных налоговых проверок». Она была утверждена в рамках Приказа ФНС России Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333. Таким образом, налоговые проверки должны пребывать в соответствии с нормативами, связанными с безусловным обеспечением законных прав и интересов государства, налогоплательщиков. Немаловажную роль играет повышение степени защищенности тех, кто пополняет казну государства на регулярной основе, а также создание для них комфортных условий. Порядок, в котором осуществляется налоговый контроль, регулируется посредством гл. 14 НК РФ.
Кто инициирует и реализует проверочные мероприятия?
Традиционно осуществление контроля возлагается на должностных лиц налоговых служб в рамках их компетенции. Как уже отмечалось, они проводят налоговые проверки, а также получают пояснения со стороны налогоплательщиков, их агентов, а также тех, кто вносит сборы, страховые взносы, контролирует данные учета и отчетности, осматривает помещения и территории, предназначенные для получения дохода или прибыли. Также это могут быть другие форматы надзорных мероприятий, описанные в рамках Кодекса.
Разновидности налоговых проверок

Структуры, осуществляющие контроль соблюдения налогового законодательства и проводящие проверки, обычно проводят следующие мероприятия:
- камеральные или документальные ревизии предполагают надзор за соблюдением плательщиком налогов, взносов и сборов законодательства о налогах и сборах;
- выездные проверки включают в себя функции из предыдущего пункта, а также фактический осмотр помещений налогоплательщика для оценки его ценностей материального характера.
В таблице, представленной ниже, проведен детальный сравнительный анализ проверок выездного и камерального характера.
Основные моменты, заслуживающие внимания | Камеральная проверка | Выездная проверка |
---|---|---|
Кто проводит | Работники местных налоговых служб | Работники структур федерального и регионального, а также любого другого уровня |
Что подвергается проверке | Документы исключительно в рамках отчетного периода | Бумаги за трехлетний отрезок времени |
По какой причине инициируется ревизия | Она не нужна | Она не нужна |
Периодичность инициирования и реализации | Регулярно по мере предоставления деклараций | В выборочном порядке |
Где проводятся мероприятия | По адресу нахождения надзорных органов | По месту расположения организации, уплачивающей налоги |
Кто подвергается проверке | Все налогоплательщики без исключения – физические и юридические лица | Только юридические лица |
Что именно проводится | Оценка предъявленных бумаг | Все мероприятия, допустимые в рамках налогового законодательства |
Камеральные проверки: особенности
Документальная налоговая проверка обычно организуется соответствующими должностными лицами с принятием во внимание их прямых и непосредственных обязанностей по должности, решение от руководителя налоговой службы не требуется.
Длительность этого мероприятия составляет 3 месяца с момента представления налогоплательщиком декларации. В качестве регламента по рассматриваемому вопросу выступает ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если же налогоплательщик подает уточненную декларацию, то мероприятия проводятся в соответствии с порядком, который установлен в рамках ст. 81 НК РФ. В таком случае камеральная проверка прекращается, а затем начинается новая на базе уточняющих документов. Срок в данном случае начинает отсчитываться с даты, в которую произошло представление уточненной декларации.
На сегодняшний день организация налоговых проверок камерального типа представляет собой приоритетное направление налогового контроля со стороны компетентных служб. Они нацелены на существенное сокращение затрат трудового и материального характера, ведь никуда выезжать сотрудникам не нужно. На базе камеральных проверок структуры, принимая во внимание и учитывая те или иные критерии, отбирают налогоплательщиков для инициирования выездной проверки.
Выездные проверки: особенности
Если принимать во внимание нормативы, прописанные в ст. 89 Налогового кодекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что соответствующие структуры не уполномочены осуществлять 2 и более выездные налоговые проверки по идентичным налогам в рамках одного и того же отрезка времени. Они не вправе делать это и в одном календарном году. В качестве исключений выступают случаи принятия решений руководителями ФНС РФ, посвященных необходимости инициирования выездной налоговой проверки сверх ограничения.

Концепция, на которой базируется такая система планирования, определяет основные и вспомогательные критерии в плане налоговых рисков, по которым соответствующие структуры проводят отбор налогоплательщиков для того, чтобы включить их в план. Критерии рисков находятся в общем доступе и размещаются на официальном сайте ФНС России, а также подлежат регулярному обновлению. Вот перечень этих критериев на данный момент времени:
- чрезмерно низкий уровень налоговой нагрузки у налогоплательщика, меньше, чем средний уровень по субъектам хозяйствования в рамках идентичной отрасли;
- отображение в отчетности бухгалтерского или налогового характера убытков в течение сразу нескольких налоговых периодов;
- фиксирование в документации существенных сумм налоговых вычетов за конкретный отрезок времени;
- опережающие темпы увеличения расходов над темпами роста доходов вследствие реализации товаров, работ, услуг;
- выплата среднемесячного показателя заработной платы на одного сотрудника меньше по размеру, нежели средняя планка, установленная для экономической деятельности в рамках субъекта Российской Федерации;
- неоднократное приближение к максимальной отметке параметров, которые предоставляют право задействования налогоплательщиками особых режимов;
- отражение ИП величин расхода, которые имеют максимальную приближенность к величинам дохода в рамках календарного периода;
- выстраивание финансово-хозяйственной деятельности на базе оформления соглашений с контрагентами-перекупщиками либо посредниками без особых причин;
- отсутствие предоставления пояснений в ответ на уведомление налоговой службы о том, что было выявлено несоответствие между показателями деятельности;
- предоставление неверной информации, а также отображение того факта, что документы были испорчены либо уничтожены;
- неоднократное снятие с учета в налоговом органе и постановка на него по причине смены местонахождения.
Так, механизм, связанный с планированием выездных проверок, доступный каждому налогоплательщику, способствует самостоятельной оценке налоговых рисков и уточнению обязательств без ожидания проведения выездной налоговой проверки.
Также стоит отметить, что налоговые структуры в соответствии с нормами ст. 31 НК РФ обладают массой полномочий. Так, они могут требовать документацию, производить осмотр помещений, выемку документов, допрашивать свидетелей. Все эти права представители налоговых служб задействуют в случае, когда дело требует инициирования выездной проверки. Однако такой ревизии обычно предшествует камеральная проверка, так что налоговые службы в курсе, на что обращать внимание и о чем задавать вопросы. Все это необходимо обязательно учитывать, чтобы объективно осуществлять оценку рисков и предотвратить начисление дополнительных взносов и штрафов.
Встречные проверки: особенности
Абсолютно любая налоговая проверка может предполагать возникновение необходимости встречной проверки, которая проводится для того, чтобы подтвердить реальность хозяйственных операций. Например, в рамках камеральной проверки устанавливаются расходы на приобретение молока у компании, которая занимается переработкой металлолома. Если столь странная операция будет обнаружена, налоговые службы попросят отобразить свой экземпляр счета фактуры и проверят, было ли его отражение в декларации. Собственно, это и будет проверка встречного типа.
Часто встречающиеся нарушения в рамках организации налоговых проверок

Все нарушения, допускаемые представителями налоговых служб в ходе проверок, условно могут быть поделены на следующие разновидности.
- Те, что предполагают однозначную отмену результатов проверки.
- Те, что способствуют отмене итогов наряду с прочими моментами.
Вот основные безусловные принципы игнорирования законодательных норм:
- отсутствие уведомления либо неправильное уведомление налогоплательщика о рассмотрении материалов проверки;
- нет на руках доказательства того факта, что уведомление было вручено;
- отказ от предоставления налогоплательщику возможности предоставлять пояснения в рамках рассмотрения данных налоговой проверки;
- отсутствие законных доказательств, которые были бы применены налоговыми структурами, в виде допроса без предварительного предупреждения, по ст. 51 Конституции Российской Федерации, осмотра помещений без привлечения понятых, обретение документации неофициальным способом;
- необоснованность обвинений, отображение претензий в решении, отсутствие ссылок на объекты конкретной доказательной базы, нормативы права;
- задействование налоговыми службами в целях обоснования своих претензий документации, которая не предусмотрена в законе, например, личных заметок, записей;
- игнорирование временных рамок проведения проверки, данная причина считается дискриминационной относительно налогоплательщика, который проверяется.
Нарушений процедур проверки, способствующих оспариванию решения налоговых служб, значительно больше. Причем есть вероятность их отмены. В обязательном порядке стоит понимать и принимать тот факт, что решение по вспомогательным основаниям не будет отменено, если факт нарушений установлен и подтвержден доказательствами на законном уровне. Во избежание нарушений со стороны налоговых органов рекомендуется обращение к адвокату по налоговым преступлениям.
Если принимать во внимание краткий список нарушений для оперативного ориентирования и оспаривания решений налоговых проверок, его не составит труда представить в определенном списке. Так, решение может быть оспорено при наличии следующих обстоятельств:
- отсутствует полученное извещение о дате и месте рассмотрения материалов по делу;
- получение подобного документа лишь после отображенной в нем даты;
- отсутствие указания в акте фактов и доказательств, на базе которых происходит вменение штрафов, пеней, недоимок;
- в решении отсутствуют конкретные ссылки на пункты и подпункты, отображенные в статьях Налогового кодекса Российской Федерации;
- обретение инспекцией доказательств с нарушением нормативов Налогового кодекса Российской Федерации;
- игнорирование компетентной службой временных рамок, установленных в НК РФ.
Важно искать для решения обозначенных проблем исключительно специалистов с опытом и высоким уровнем квалификации.
Возможно, Вас также заинтересует: