Понятие системы налогов и сборов
Действующее законодательство содержит указание на непременную обязанность субъектов предпринимательства перечислять определенную честь доходов, полученных в результате капиталовложений и бизнес-активности в госказну или муниципальный бюджет. Основными целями такого перечисления указывается необходимость обеспечения нужд государства. Налоги и сборы – два вида отчислений, между которыми есть сходство и некоторые различия, но они обязательны для законопослушных граждан, каким бы родом деятельности те ни занимались.
Правовое обоснование

Налоговый кодекс РФ, как главный правовой акт государственной фискальной службы, содержит все требования, условия и нормы, имеющие отношение к отчислению в бюджеты, федеральный и многочисленные региональные. С некоторых пор на местном уровне властям предоставлена определенная самостоятельность в решении важных вопросов. Отчисления и сборы тоже вошли в их компетенцию, и это положение нашло свое отражение в основном правовом акте.
Местные органы управления могут:
- заниматься урегулированием отдельных вопросов по налогам (если принятое решение не вступает в противоречие с общегосударственными нормами);
- устанавливать (при соблюдении вышеуказанного условия) отдельные нормы по налоговым отчислениям, нюансы, важные для некоторых ситуаций;
- принимать локальные нормативные акты для уточнения, конкретизации или расширения налоговых обременений, уже закрепленных в НК.
Формально все виды таких отчислений от собственников и субъектов предпринимательской деятельности, делятся на три обширные группы: общефедеральные, региональные и в казну местных органов самоуправления.
ВАЖНО! Законодательные инициативы с последующим официальным закреплением по введению очередного налога и появлению нового вида сбора означают необходимость своевременной дифференциации обременения и повинности, отнесение их к одной из трех вышеперечисленных категорий. Такое разграничение дает возможность определиться со сроками внесения налогового обременения, выделить отчетные периоды, утвержденные ставки и другие особенности генерации этого платежа.
Трактовка терминологических определений:
- Налоги – платежи, внесение которых обязательно и закреплено в правовых актах, нормативных документах и указаниях.
- Налог по своему содержанию – это часть перечисленного дохода, перенаправляемая на обеспечение общественных, политических или социальных нужд налогоплательщиком.
Налоговое государство определяет платеж, который вносится в бюджет в виде определенной обременение вменяется, как обязательная повинность физ- и юрлицам: ни один из этих статусов не является основанием для невыполнения платежа со всеми присущими ему характерными особенностями:
- уплата денег безвозмездна, не предполагает ни возвращения, ни вознаграждения; обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- уплата добровольна (при самостоятельном отчислении) и принудительна – изъятие состоится в любом случае, с репрессивными мерами за несвоевременность и попытку уклонения;
- целевая направленность или распределение между бюджетами в вариабельных пропорциях есть законодательно закрепленные пути поступления, иногда временного, но чаще – постоянного порядка.
- возможность определить размер платежа по налоговой базе, критерии которой определяют величину % ставки (эту особенность называют вычисляемостью).
Элементами налога считаются: налоговая база, определенная законодателями и закрепленная в НК, других правовых документах, ставка по процентам, объект, с которого взимается налог и период, подлежащий оплате, а также оговоренный законодательством алгоритм и время поступления платежа.
Сбором называется денежный взнос, полагающийся государственным или надзорным органам за оказание услуги, значимой с юридической точки зрения, действия, произведенные по требованию налогоплательщика и направленные на достижение им определенной цели.

Сбор, как и налоговый платеж, формально считается добровольным, но в большинстве случаев действия компетентных органов направлены на законодательное обеспечение деловой активности, на получение прибыли субъектом. Они закреплены в правовых документах и законны, так что за каждый вид оплата идет в фиксированном размере или услуга не предоставляется.
Вступление в правовое взаимодействие с государственной системой ничем не отличается от взаимообмена предпринимателя с потребителем услуг по формуле товар-деньги, разница только в предмете продажи: сборы оплачиваются за предоставление права, лицензии на отдельный вид деятельности, совершение формального акта в правовом поле (регистрацию, внесение в списки, замену документа и пр.).
В сборах тоже есть присущие только им элементы, но их число ограничено: это – плательщики и действия (или услуги), за которые вносятся деньги. Однако определиться с их видами сложнее, поскольку они определяются характером и сферой взаимодействия.
Категории и примеры

Налоговые платежи разнонаправлены и многообразны, поэтому нет единой классификации, по которой учитывались бы все присущие им характерные отличия.
- Привязка к месту их конкретизации позволяет провести разграничение на общефедеральные, региональные и местные. К первой категории относятся НДС, НДФЛ, акциз и множество других, в компетенции местных – реклама, транспорт, землевладение.
- Способ взимания означает дифференциацию на прямые и косвенные. К первой категории относятся налог на доход, реальный или потенциальный, опосредованные платятся за получение услуг, материальных благ, сырья, полезные ископаемые и пр.
- Необходимость пополнения того или иного бюджета разделяет уплаченную налоговую повинность по закрепленности за госказной (таможенные сборы) и возможности перекрывать образовавшийся дефицит в бюджетах вариабельных уровней (регулирующие).
- По субъекту: для физлиц, юрлиц или для тех и других.
Исследователи и теоретики отмечают наличие сходных черт и различий между сборами и налоговыми выплатами. В первую очередь это закрепленность в НК и поступление средств в госказну, возможность конкретизации налогового платежа при условии соответствия закону, на местный или региональный уровень. Если провести более детальный анализ, в налогах и сборах обнаружатся и весомые отличия:
- основание для внесения – в Налоговом основном правовом документе, в ФЗ, в локальных нормативных актах;
- целевое предназначение (без него или для обеспечения деятельности госорганов;
- характер произведения – регулярность, периодичность, одноразовость;
- сроки: конкретно установленные или возникающие в случае необходимости;
- заинтересованность: государства или налогоплательщика;
- привязка по времени – в налоговом платеже, отсутствие таковой;
- окончание – налоги платятся физлицами по основаниям, юрлицами - по факту существования бизнеса, сборам характерна одномоментность;
- сумма рассчитывается по имеющимся данным или для всех одинакова;
- установка с учетом интересов плательщика (дифференциация подхода), есть закрепленная стоимость, которую необходимо уплатить.
Налоговый платеж можно оплатить в реальном или виртуальном виде, но это непременно денежный эквивалент. Сборы при условии закрепления в законе могут уплачиваться и в другой форме.

Из общих черт можно отметить необходимость экономического обоснования - непосильность суммы для любого плательщика будет означать создание сложного экономического положения, в котором невозможно заботиться о развитии бизнеса, закупке сырья и выплате зарплат персоналу, а это – неминуемое банкротство, утрата правового статуса.
16 лет назад ВС раскрыл аспекты определения сумм по сборам и налогам в вынесенном определении. В нем акцентируется внимание на недопустимости установки произвольных размеров, необходимости исследований и подсчетов для установки каждого платежа. В правовом государстве у каждого гражданина есть права, гарантированные основным законом, их реализация входит в список преференций от госсистемы. Но это не исключает необходимость уплаты всего, что положено государству на обеспечение его нужд и функционирования. Для этого в системе предусмотрены методы принуждения.
Возможно, Вас также заинтересует: